История бани своими корнями
уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад
придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями.
Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два
раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные
каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам
поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью.
Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в
лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без
бани.
За 1,5 тыс. лет до нашей
эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.
В Древней Греции бани
появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с
каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и
популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал
культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали:
«Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня,
любовь и радость—до старости мы вместе»,— такая надпись сохранилась до наших
дней на стене одной древней постройки.
В бане римляне не только
мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При
банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и
спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.
Как частные, так и
общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью —
драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н.
э. в Риме было построено 150 общественных бань.
Любопытно отметить, что
помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и
финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке—камни над
раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.
В Древнем Риме ценили бани
и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача
Асклепиада (128—56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению
даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного
необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и
прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,—утверждал Асклепиад — завладеть
вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и
оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные
ощущения у больного.
Парная баня на Руси
(мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней
пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего
чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах.
Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день
свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
О русских банях писали
многие иностранные путешественники.
Олеарий (немецкий ученый
1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг.,
писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех
городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий,
кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий —
чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,— сообщает Олеарии,— могут
выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до
того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу,
как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из
-бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут
в баню».
Постройка бань разрешалась
всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни
строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани
топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались
банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в
домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились
вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и
пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины
— на другой. И только в 1743
г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях
мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в
женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
Как написано в одном
древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть,
бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и
внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане,
ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.
Прогревание приводит к
благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма,
усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных
механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую,
дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня
успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные
способности.
Посмотрите,
что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы
Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина):
«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное
парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело
нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо
сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто
случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную
надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого
блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических
лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно
желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами
сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в
конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань
во всех столицах